История колледжа

Город Курск - один из старейших городов России. О доблести курских воинов упоминается в известной летописи "Слово о полку Игореве", в годы Великой Отечественной войны весь мир узнал о Курской дуге, его прославляли значительные деятели русской культуры и науки - Михаил Щепкин, Георгий Свиридов, Александр Дейнека, Надежда Плевицкая, Николай Асеев и другие. Уникально местоположение города: он известен в связи с Курской магнитной аномалией - богатейшими запасами железной руды, расположенными недалеко от поверхности земли.

Здание колледжаНе менее уникальным является и единственное в России и странах ближнего зарубежья учреждение среднего профессионального образования, в котором обучаются инвалиды по зрению - Курский музыкальный колледж-интернат слепых. Его предыстория уходит в довоенные годы: в 1933-м году вышло Постановление Президиума Городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов об открытии в Курске, на улице Карла Маркса, дома инвалидов гражданской войны. В 1945 году была открыта музыкальная школа для военноослепших Великой Отечественной войны. Преподавание осуществлялось по классу баяна. А седьмого августа 1954 года распоряжением Совета Министров СССР музыкальная школа реорганизовалась в Курское музыкальное училище-интернат слепых. В 1965 г. оно обосновалось в новом трёхэтажном здании, верхний этаж которого заняло общежитие для студентов. В 1976 г. было построено 4-х этажное здание студенческого общежития, соединённое переходом с учебным корпусом в 1990 г.

Вначале молодые люди с проблемами зрения могли обучаться на одном отделении - народных инструментов, в 1971 году открылось отделение хорового дирижирования, что позволило обучающимся получать новые специальности: "Хоровое дирижирование" и "Вокальное искусство". В 2004 году Курскому музыкальному училищу-интернату, приказом Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, был присвоен статус колледжа. В настоящее время подготовка студентов в Курском музыкальном колледже-интернате осуществляется по трём специальностям: "Инструментальное исполнительство (по видам инструментов)", "Вокальное искусство", "Хоровое дирижирование".

За годы существования учебного заведения его возглавляли люди, неравнодушные к судьбам инвалидов, отдававшие много сил процессу реабилитации и воспитанию незрячих музыкантов - Решетилов П.М. (1954-1966 гг.), Самсонов В.В. (1966-1983 гг.), Храмцов В.А (1983-1988 гг.), Попков С.Г. (1988-2016 гг.). Под его руководством колледж-интернат слепых перешёл на качественно новый образовательный уровень. Расширился реализуемый спектр специальностей и специализаций: введено обучение по классам гитары, домры, балалайки, духовых и ударных инструментов, компьютерной аранжировки, специального фортепиано, оркестровых струнных инструментов. В настоящее время руководство колледжем осуществляет кандидат педагогических наук, Коротких Михаил Николаевич. Внедряются современные образовательные стандарты. Многоплановая деятельность руководителя направлена на реализацию Концепции модернизации российского образования в условиях специализированного учебного заведения.

Эмблема колледжаВ Курском музыкальном колледже-интернате слепых осуществляют деятельность около 50 преподавателей. Среди них: Заслуженные работники культуры РФ, Заслуженные работники соцзащиты населения РФ, Почётные работники среднего профессионального образования, кандидаты наук, Член Союза писателей России, большая часть преподавательского состава имеют высшую педагогическую квалификационную категорию.

Представляет интересы студенчества и осуществляет взаимодействие с администрацией существующая в колледже общественная студенческая организация - студенческий совет, который во главе с председателем организуют и координируют деятельность студенческого коллектива по всем направлениям: образовательном, концертно-просветительном, досуговом, социально-бытовом, информационном.

Деятельность коллектива учебного заведения осуществляется на основе личностно-ориентированного обучения и нацелена, в первую очередь, на социальную реабилитацию обучающихся, обретение ими возможности ощутить себя полноценными гражданами общества. Достижению намеченных целей способствует решение главных задач, стоящих перед коллективом колледжа:

  • реализации образовательно-реабилитационных программ среднего профессионального образования в области музыкального искусства и культуры;
  • адаптации программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов по зрению;
  • формирования необходимого для будущей деятельности специалистов необходимого комплекса компетенций: профессиональных, социальных, личностных;
  • педагогической коррекции учебного процесса;
  • создания образовательно-реабилитационной среды;
  • решения проблемы профессиональной абилитации и обеспечения занятости инвалидов;
  • организации медико-социальной реабилитации.

Обучение студентов с нарушениями зрения осуществляется с использованием тифлоприборов, по Брайлю и плоскопечатному шрифту с широким применением звуковых учебных материалов и компьютерной техники. Зачисленные в колледж обеспечиваются 3-х разовым питанием, общежитием, выплачивается стипендия, выпускникам колледжа выдаётся диплом государственного образца.

Образовательный процесс дополняет, расширяет и обогащает внеаудиторная досуговая деятельность коллектива, целью которой является организация многообразной и разносторонней деятельности студентов, формирование у них необходимых личностных компетенций, их реабилитация. В колледже созданы и осуществляют свою деятельность три учебных творческих коллектива (оркестры народных и духовых инструментов, хор), джазовый инструментальный ансамбль, студенческие вокально-инструментальные ансамбли, студия эстрадного пения "Вояж", студия компьютерной аранжировки, клуб интелектуальных игр. За годы своего существования они неоднократно становились лауреатами и дипломантами фестивалей и конкурсов различного уровня. В колледже также работают 7 кабинетов: кабинет музыкальной литературы, гуманитарных дисциплин, психологической коррекции, компьютерных технологий, компьютерной аранжировки, кабинет физвоспитания и социально-бытовой реабилитации.

Важной составной частью учебно-воспитательного процесса учебного заведения является активная концертная деятельность преподавателей и студентов. Выпускник 1967 г., ныне Заслуженный работник культуры РФ П.В. Дудошников был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса незрячих музыкантов в Москве (1990 г.). Преподаватель колледжа Ю.В. Баяндин завоевал диплом лауреата второй премии того же конкурса.

С 1978 г. музыканты училища участвовали в Международных конкурсах незрячих музыкантов-исполнителей в Праге. В 1981 г. звания дипломанта такого конкурса был удостоен В.В. Твердохлеб. Дважды побеждали на Пражском конкурсе А. Архипов, А. Тепляков.

Лауреатами I, II, III премий I Международного конкурса исполнителей им. Луи Брайля Москве в 1992 г. стали студенты И. Апекишев, В. Беца, Д. Борисевич. В 1995 г. на II Международном конкурсе им. Луи Брайля победили М. Воронков (I место), Д. Терентьев (II место) и О. Корнева (III место).

За последние годы студенты колледжа приняли участие в более 50 конкурсах, в том числе и международных. Чернявская Н., аспирантка РАМ им. Гнесиных, заслужила звание лауреата I международного конкурса в Чехии в 2000 г.

На II Международном фестивале-конкурсе "Петро-Павловские ассамблеи гармоники - 2003" в г. Санкт-Петербург ансамбль народных инструментов "3+1" под руководством Ю.А. Вродливца стал дипломантом.

Звания дипломанта II Дельфийских игр стран-участников СНГ в 2004 г. удостоен студент Д. Герасенко.

В 2010 году хоровой коллектив под руководством И.П. Железниковой стал обладателем золотого диплома на Первом открытом международном пасхальном фестивале-конкурсе православной культуры "Хоровое вече Сибири".

С 2001 года традиционным стало проведение в стенах колледжа Международных конкурсов незрячих музыкантов-исполнителей, в числе лауреатов и дипломантов которых студенты колледжа. В 2007 году Вязников А. завоевал Гран-при конкурса.

С 1993 года функционирует созданное преподавателем русского языка и литературы, поэтом, членом Союза писателей России В.А.Нарыковым литературное объединение "Свет сквозь тьму". Среди достижений объединения - публикация сборников стихотворений "Прикосновенья к небу", "Созвучие"; успешное участие студентов колледжа в различных поэтических конкурсах. В 2000 г. Тимур Хасаншин стал дипломантом Всероссийского фестиваля - конкурса художественного творчества "А музы не молчали", студентки Волкова и Василевская в 2003 г. завоевали II и III место во Всероссийском конкурсе поэтов ВОС "Поэтическое ристалище".

Ежегодно студенты колледжа-интерната с успехом принимают участие в областном фестивале студенческого творчества "Студенческая весна соловьиного края" в номинациях: инструментальная музыка, музыкальные группы, авторская и бардовская песня, классический и эстрадный вокал, РЭП - исполнители, авторское и художественное чтение, эстрадные и народные танцы. Традиционным стало успешное выступление студентов колледжа на фестивалях и конкурсах патриотической песни, среди которых Областной фестиваль патриотической песни, посвящённый памяти Героя России курянина Андрея Хмелевского. В 2006 году студентки Раскошная Е. и Кухаренко Е. стали обладательницами I и II премии на Межрегиональном открытом фестивале авторского и самодеятельного творчества инвалидов по зрению Центрального Федерального округа.

Творческая группа преподавателей и студентов колледжа в рамках культурного обмена и партнёрства городов Курск-Виттен с большим успехом выступила в ряде концертов Германии. Выступления творческого коллектива колледжа получили широкое освещение в прессе г. Виттена. В настоящее время творческие связи с городом-побратимом осуществляются в регулярном общении на концертных площадках.

Во внеаудиторное время студенты и преподаватели колледжа с удовольствием участвуют в интеллектуальных играх. Обе команды интеллектуального современного искусства ВОС уже не первый год принимают участие в турнирах разного уровня. Среди достижений  победы и дипломы  всех степеней на интеллектуальных состязаниях.

Несмотря на ограниченные возможности здоровья, не менее активны студенты Курского музыкального колледжа-интерната и в спортивной жизни города, области и страны. Спортсмены колледжа активно участвуют во всех спортивных соревнованиях, проводимых областным правлением ВОС, олимпиадах инвалидов, организуемых Комитетом социального обеспечения города Курска. На трёх спартакиадах, проводимых Министерством труда и социального развития спортсмены Курского музыкального колледжа-интерната завоевали 25 медалей: 12 золотых, 10 серебряных и 3 бронзовых, студент колледжа А. Шабашкин в составе сборной команды Курской области занял III место по прыжкам в длину на Параолимпийской спартакиаде в городе Самаре.

Большое внимание в учебном заведении уделяется здоровью обучающихся. Врачи и медицинские работники, педагог-психолог, социальные педагоги, осуществляют медико-психологическую и педагогическую коррекцию воспитанников. В здравпункте ведут приём врач-терапевт, офтальмолог, невролог, стоматолог. Есть процедурный и физиотерапевтический кабинеты, ингаляторий. С 1992 года в колледже работает кабинет психологической коррекции, оснащённый современным оборудованием. В нём проводится диагностическая и коррекционная работа в опоре на индивидуальные программы коррекции. Работа кабинета реабилитации способствует бытовой адаптации обучающихся.

За 70 лет своей деятельности колледж дал путёвки в жизнь более чем двум тысячам молодых специалистов с ограниченными возможностями здоровья, ставших преподавателями, концертмейстерами, руководителями различных творческих коллективов, солистами музыкально-эстрадных объединений и филармоний. Среди них - председатель Курского регионального отделения Всероссийского общества слепых - В.В. Твердохлеб, Заслуженные работники культуры РФ - И.И. Холявченко, П.В. Дудошников, обладатель знака "Заслуженный работник ВОС" Ю. В. Баяндин и др.

Каждый год порядка 65% выпускников колледжа-интерната слепых продолжают профессиональное образование в музыкальных ВУЗах России - Нижегородской и Новосибирской государственных консерваториях, Воронежской государственной академии искусств, Владивостокском, Арктическом, Орловском государственных институтах искусств и культуры и др. Особой популярностью пользуется Московский государственный специализированный институт искусств, где обучается большая часть воспитанников колледжа.

Профессиональное обучение в колледже для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья является периодом социализации, самореализации, самоутверждения и интеграции в общество полноценной и адаптированной личности. Это достигается упорным трудом всего коллектива педагогов и сотрудников, самих ребят, воспринимающих колледж как свой родной дом и большую семью с атмосферой тепла и заботы о каждом. Студент колледжа Алексей Мамаев в своём стихотворении написал:

Разболевшаяся душа
По гармонике русской тоскует…
И иду я себе, не спеша,
Где меня всё зовёт и чарует.

Здравствуй, колледж! В тебе я найду
Красоту музыкальной природы.
И надолго покой обрету
Среди ясной и тихой погоды.

Музыкальный космический мир
В глубину свою манит упрямо.
Словно сотни загадочных лир,
Позовёт за собой фортепьяно.

Флейта звонким лесным соловьём
Понесёт над землёй мою душу.
Ни дыханьем, ни горестным сном
Песнь чудесную я не нарушу.

Пусть по свету мотает меня -
Век приучит к своим перегрузкам!
Но душа остаётся моя
Здесь - в прославленном колледже Курском!